среда, 5 июня 2013 г.

Долой грамматику, даешь живую речь!!!



"Долой грамматику, носители языка-вот что нужно !" - вопят дружным хором те, которые не имеют ни малейшего представления о языке (каком бы то ни было) в целом, и его изучении (эффективном) в частности. Никому ничего доказывать не буду, слава Б-гу здравомыслящих все-таки больше, и на мой век учеников хватит. Просто рассуждаю.

Первый аргумент, часто приводимый противниками грамматики звучит примерно так: "Язык надо учить в среде, как учат его дети ". Граждане, но так вы на себя в зеркало посмотрите и вспомните, сколько вам лет. Дети-то они, конечно, учат, сами, в естественной среде. Но вы-то больше не дети, и есть такое понятие как neuroplasticity, или нейропластичность. По-простому, это изменения в работе мозга спровоцированные разными факторами, возраст из которых является одним из важнейших. Т.е. вы просто не сможете выучить язык просто общаясь на нем, как смогут ваши дети в возрасте до пубертатного периода. Конечно, вы сможете обрасти какими-то общими фразами и выражениями, которые при вас будут повторенны много раз, а вы, в свою очередь, повторите их. Но так ведь и волнистые попугайчики на это способны. Могут ли они говорить? - Нет, конечно же.

Другой очень весомый аргумент - "Грамматика - это пустая трата времени. Надо сразу начинать говорить. Учитель, который преподает грамматику - плохой и несовременный". Вот тут даже не знаю, с чего начать. Ну, в первую очередь, спрос порождает предложение. Задумайтесь над этим. Хорошему опытному учителю ничего не стоит подстроиться под требования ученика, если он\она видит, что спорить бесполезно. Это ведь тоже бизнес где-то, вы платите - мы учим. Кто нам доверяется и не выставляет свои требования, получает все как-положенно; кто начинает учить нас как учить вас, получает то, что он хочет. Спорить себе дороже, я раньше пыталась, нервничала, переживала, теперь нет, мне разве не все-равно? Главное, я-то знаю, как я этот язык выучила, а если вы не хотите пойти по моим стопам, карты в руки, но потом не жалуйтесь. Добавлю, такое отношение я встречала только у наших соотечественников. В моих студентах побывал весь мир, я не носитель языка, но ни одного отрицательного отзыва не поступило (у нас есть anonymous teachers' evaluation, все объективно) , полное доверие и уважение просто потому что я учитель, а они нет. У нас все наоборот, кто платит, тот танцует. Странно, очень.

Ладно, дальше. О грамматике давайте поговрим. Для многих это слово - Грамматика - имеет какой-то извращенный смысл; за ним стоят сотни правил которые непременно требуют зазубривания; за ним стоят горы спряжений глаголов; тут кроется непомерный объем трудной, непонятной и, самое главное, ненужной информации. Какая же это ошибка - думать так. Мне искренне жаль тех людей, которые попадали к учителям, которые их так отпугнули от грамматики. А на самом деле, все очень просто. Грамматику нельзя отделять от языка. Язык - это и есть грамматика. Нет, ну не только грамматика, еще лексика, фонетика, морфология...Но это уже глубоко. Но грамматика -это основа. Ну смотрите, знаете вы, скажем, несколько слов, ну вот таких:


yesterday - a lot of - we -beer - drink


И вроде все слова знакомы, а как из них составить предложение, только правильное предложение? А чтоб составить его, надо знать грамматику, т.е. да, надо знать законы, по которым в данном языке слова организуются в предложения. Если вы только начинаете учить язык, вам нужно понять основной порядок слов в английском предложении, что все крутится вокруг формулы подлежащее-сказуемое, т.е. кто\что - что делать (глагол), а не наоборот. Вам надо понять, что если в русском языке предложения "Вчера мы пили много пива" и "Вчера пили мы много пива" в принципе равнозначны, то в английском возможен только один вариант ака первый. Вот скажите, что проще, один раз услышать и обдумать данное правило, или пытаться к нему прийти самому прислушиваясь к безсвязной речи носителя языка, и что приводит к более быстрому усвоению?

Если же вы более продвинутый студент, то для построения этого же предложения вам надо знать, что делать с глаголом. Можно долго пытаться вслушиваться в речь носителей языка и пытаться понять, что они делают с глаголом, чтобы он отражал прошедшее время (а вы ведь понимаете, что раз слово "yesterday", значит речь о прошлом), и в итоге, эврика!, прилепить к глаголу "drink" окончание "-ed". А можно опять же, немножко вникнуть в ненавистную грамматику, и узнать, что не все глаголы принимают окончание "-ed", и немного поучить основные неправильные глаголы и как они выглядят в прошедшем времени.

Вы поймите, ведь никто не стремится к тому, чтобы засадить вас за толмуды и заставить учить правила. Грамматика - это не только правила, это алгоритмы, это формулы, это та же математика, ну или всеми любимое программирование, если хотите. Вы учите формулу, основу, а на нее накладывате уже слова, фразы, предложения, нанизывате что ли. А если нет этой основы, так нет и языка, как нет дома без фундамента.

Все хорошо в меру, сбалансированный урок состоящий из нескольких компонетов, с плавными переходами между ними - вот то, к чему надо стремится и с какими учителями надо заниматься. А для новичков учитель - носитель языка не владеющий вашим родным - вот это на самом деле трата времени и денег на ветер. Носитель языка - хороший учитель только тогда, когда этот носитель языка - учитель, с опытом работы с иностранными студентами.


P.S. Все выше изложенное является сугубо моим личным мнением, прошу это принимать во внимание прежде чем что-то яростно возразить.

3 комментария:

  1. Ну да как бы оно верно, но немного субъективно. Среда носителей языка не менее важна , чем грамматика, тут они равноценны.Я знаю одно,что никто из нас не заговорил на английском не задумываясь о правильности произнесенного после 5 лет обучения в благословенном ГОС университете.У нас не было практики вообще,была как уже было сказано гора правил, которую мы не знали как использовать, это все так и осталось у многих из нас где-то в пассиве за ненадобностью.А заговорили на языке вполне себе корректно и свободно как раз те,кто попал в среду. Так что тут действительно важно как одно так и другое и без этого никак.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, естессно, субъективно, не спорю. А разве это плохо, заговорить задумываясь о правильности произнесенного? По-моему, нет. Про нашу учебу я вообще молчу, не будем о печальном, нам просто не повезло. То, что в пассиве, так это действительно за ненадобностью, но если появится эта самая надобность, все всплывет, сама в шоке будешь. Я ведь тоже когда первый раз в Штаты попала, боялась, не заговорю. Заговорила, сразу, с первого дня, со всеми. Откуда? Оттуда, от заложенной базы, хотя, в моем случае, была хорошая школа до ВУЗа, но и в последнем чего-то накинули. Среда, среда, да у меня полно знакомых, которые тут по куче лет, а говорят так, что стыдно слушать. И толку от того, что они в среде. База - вот в чем соль. Все должно быть - и теория,и практика. Баланс. ИМХО.:)

    ОтветитьУдалить