понедельник, 10 июня 2013 г.

Часть первая: Настоящее (и недавнее прошлое). США.

В этой части я поведаю о своем опыте работы преподавателем английского в США, в одной программе при университете. О том, как я попала в этот университет и как приблизилась к возможности преподавания в нем, надеюсь, в скором будущем можно будет прочитать в моем параллельном блоге. Не будем тут отклоняться от темы.

Итак, Глава 1. Intensive English Program

Расскажу немного о самой программе, т.к. часто слышу от людей вопросы типа "А кому в Америке нужны уроки английского?". Уроки английского в Америке нужны очень и очень многим. Ну, во-первых, это нужно многочисленным эмигрантам, которые нескончаемым потоком прибывают в страну со всего мира. Как-правило, для учеников такого плана существуют разные ESL (English as a Second Language) программы. Они есть платные и бесплатные, самостоятельные, при церквях и общинах, а так же при школах и университетах. У нас в университете тоже была такая програма, там я и набиралась опыта работы в многонациональной группе без общего языка соприкосновения. Называлась она Community ESL Program, и была абсолютно бесплатной для всех желающих. Учителями там работали волонтеры, все строилось исключительно на энтузиазме. Но, не так давно, программу прикрыли, объяснив это отсутствием финансирования (официальная версия, т.к. зачем финасировать то, что абсолютно бесплатно), а поспросту, никто не хотел этим серьезно заниматься (кроме учителей, но от нас мало, что зависело).

Есть другая категория страждущих изучать английский в Штатах - это люди, приезжающие сюда в платные языковые школы на небольшой срок с целью подтянуть\попрактиковать английский, типа Kaplan и др. Я мало знаю именно про эту кухню, поэтому углубляться не стану. Об этом итак есть достаточно инофрмации в Интернете.

А есть еще одна группа людей, которым нужен английский в этой стране. Это иностранные студенты, которые хотят обучаться в американских ВУЗах. Многие молодые (и не очень) люди приезжают уже отлично подготовленными и сразу поступают в колледж\университет на общих основаниях. Но не все, некоторым нужно дотянуть язык до определенного уровня. Вот для такой категории учеников и существуют т.н. Intensive English Programs. На самом деле, среди студентов в этих программах можно встретить разных людей. Не все обязательно преследуют цель поступления в американский ВУЗ, но изначальное предназначение было именно такое. Эти программы служат т.н. мостами (bridge programs) обеспечивая студентам комфортную адаптацию и подготовку к становлению настоящими full-time американскими студентами. Но, нужно заметить, эти программы не всегда находятся при конкретном университете и многие являются как бы квинтэссенцией просто ESL school и Intensive English Program.

Вот так, в общих чертах обстоят дела с изучением английского в США.
Прежде чем я продолжу, хотелось бы разобраться с некоторой терминологией. Для начала, что такое ESL. Это буквосочетание расшифровывается как English as a Second Language (английский как второй язык), но это совсем не означает, что если, напрмер, для вас английский не второй, а, скажем, пятый язык, то вам нет дороги в ESL school. Вторым языком (независимо от фактического положения дел) считается любой язык, который изучается в среде, где этот язык является основным языком общения. Т.е., если вы уже учили другие иностранные языки, а затем поехали в Штаты учить английский, то вы все-равно будете ESL student, потому что учите вы его в англоязычной стране. Для контраста, введу еще один термин - EFL ( English as a Foreign Language - английский как иностранный язык). Если вы идете на курсы английского языка в своей стране, где это не основной язык общения, то вы учите его как иностранный, т.е. как foreign language. Вот такие лингвистические тонкости. И еще, далее я буду использовать сокращение IEP вместо Intensive English Program.

Наша, как в прочем и многие другие, IEP представляет собой не только учебную программу, но целый комплекс мероприятий направленных на то, чтобы подготовить студента к учебе в американском университете. Учеба делится на семестры, как и в самом универе. Вообще, все подчиняется общему университет- скому расписанию. Полная нагрузка для ученика (18 кредитов) расчитывается из расчета 6 классов\ семестр. В день в среднем получается по 3 урока\50 мин или 1ч 15 мин. Как-правило, два урока до обеда, и один после, но может быть по-разному. Занятия начинаются в 8 утра и заканчиваются в 5 вечера. За один семестр, на каждую группу полагается 3 учителя. Т.е. каждый день, студент встречается с тремя разными учителями.

Подразделение на уровни в программе следующее:
1. Beginner
2. Intermediate
3. High Intermediate
4. Advanced
5. Advanced Plus

Это не совсем обычное деление, но не стоит забывать, что речь идет о людях, стремящихся поступить на общих основаниях в местный ВУЗ, поэтому, в основном, мы имеем дело с уровнями High Interm., Advanced и Advanced Plus. Так же это подразделение на уровни выводится на основе ситуации по каждому семестру, т.е. если есть спрос на Low Intermediate, то создается такой уровень.

Теперь о том, как же эти уровни определяются. Вот тут вот как-раз и стоит упомянуть о несовершенстве этого аспекта. Перед началом занятий, все ученики проходят тестирование с помощью т.н. Michigan Test, вот тут можно посмотреть на него поближе :
http://www.michigan-test.com/michigan-test-practice-tests.htm

Лично я считаю, что этот тест не совсем точно определяет уровень студента, но это уже многолетняя практика, и кто меня там слушает :\
Основываясь на резульатах этого теста, руководство программы осуществляет распределение по уровням. В итоге мы получаем группы по 8-15 студентов. И начинается учеба...

По ходу учебы в программе, студенты имеют право сдавать TOEFL прямо в университете за 25$. Сдают они его до тех пор, пока результат не будет удовлетворительным требованиям программы на которую они собираются поступать. Средний балл по факультетам 80 IBT (Internet-Based Test). Не знаю сколько за PBT (Paper Based) или CBT (Computer Based).

В процессе учебы студенты получают оценки по системе ABC+-. Все на самом деле очень серьезно, и максимально приближенно к обстановке в реальном университетском классе, хотя, в то же время, мы стараемся не забывать о том, что наши студенты все-таки проходят через адаптационный стресс, и это не игнорируется. По окончанию семестра, плюс ко всем выпускным экзаменам которые им дает каждый учитель, студенты опять сдают Michigan TEST, результаты сравниваются с предидущими, и на базе прогресса (если он есть) высчитавается итоговая оценка.

Ну и про сами занятия. Конечно, я буду писать об этом более подробно, т.к. об этом и есть мой блог и в этом и состоит моя работа, но вкратце перечень классов выглядит примерно так:

1. Grammar
2. Listening/Speaking
3. Reading/Writing
4. Pronunciation
5. American Culture
6. Topics in ESL
7. Academic Vocabulary
8. Academic Writing

Вот как-то так, плюс, периодически добавляются всякие тематические классы. Например, в прошлом году на фоне предвыборного ажиотажа был сформирован класс по дебатам, очень классная была идея.

Это что касается академической стороны этой программы. Но, как я писала выше, целью ее является не только академическая подготовка, но и помощь в адаптации. Об этом в следующий раз. А вот напоследок и несколько фотографий, я со студентами в IEP:



To be continued...

4 комментария:

  1. Лена, мы с Вами "дружим"на другом сайте, но вот тут я узнала Ваше имя и с удовольствием прочитала Ваши первые посты в блоге. Поскольку я сама около месяца назад создала свой первый в жизни блог о жизни в Америке, то понимаю, как важно начать получать отклики и комментарии. Меня очень радует Ваша грамотность и хороший язык, которые даже у профессионалов встречаются все реже, а я не могу научиться этот аспект игнорировать:). Тема интересная, но нуждается в своем читателе. Расскажите побольше историй из жизни, примеры с уроков привлекут людей. Удачи!

    ОтветитьУдалить
  2. Таня, спасибо за отклик! Но у меня нет цели любым способом раскрутить свой блог, я пишу о том, что интересно мне, моим близким, моим коллегам. Так же от людей с того сайта где мы с Вами "дружим" поступают вопросы, на которые я косвенно попытаюсь отвечать тут развернуто. Этот блог, как и мой пареллельный, имеют специфическую тематику, которая изначально не для всех, поэтому писать что-то для привлечения читателей я не буду. Но за советы спасибо! Удачи и Вам с Вашим блогом!

    ОтветитьУдалить
  3. Лена, очень интересно читать вас. Много лет мечтаю уехать, но не вижу пути, кроме гринкарты. Интересно всё, особенно от человека, который наблюдает жизнь изнутри. Продолжайте!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за отзыв! я обязательно буду писать, сейчас вот только с другим "проектом" разберусь :-)

    ОтветитьУдалить